Опера «Борис Годунов» под открытым небом
Такого масштабного зрелища поклонники классической музыки в Липецке ещё не видели. Зрителей ждали несколько сюрпризов. В спектакле задействовали колокола Христорождественского собора, а постановщиком спецэффектов стала сама природа.
Идея показать спектакль в Липецке родилась после того, как директор Липецкой филармонии Наталия Мекаева увидела оперу Мусоргского в постановке театра «Новой оперы» на открытой площадке в Вологодском Кремле. Администрация Липецкой области во главе с Олегом Королёвым идею поддержала.
Наталия Мекаева, директор Липецкой филармонии: «Я хочу сделать из Соборной площади точку, где звучать будет не эстрадная музыка, а классическая. Два года назад, когда здесь прошел концерт «Виват филармония!», публика была уже готова и она будет, я думаю, готова и когда сюда приедет Башмет. Если это будет традицией, то Липецк будет сюда подтягиваться и слушать классическую музыку».
За час до представления артистов привезли на площадь. В импровизированных гримёрках закипела работа. Никто из артистов на стеснённые условия не жаловался. В образы входили прямо во время грима. Исполнитель роли Бориса Годунова Владимир Кудашев играет царя уже 10 лет.
Владимир Кудашев, солист Московского театра «Новая опера», исполнитель роли Бориса Годунова: «Хороший образ. Нормальный человек был, мощная фигура».
Билеты на оперу раскупили ещё за месяц. Правда, тем, кому они не достались, тоже повезло. Большой экран и хорошая акустика позволили смотреть и слушать спектакль с любой точки площади.
Игорь Вепринцев, звукорежиссер: «Мы стараемся передать даже на такой большой площади, в таком пространстве для людей, которые откровенно не часто бывают в опере, хотим познакомить с этим жанром и, может быть, они после этого уже придут куда-нибудь, пусть не в большой театр, но в оперный».
Солисты театра «Новая опера» представили липчанам первую, авторскую редакцию «Бориса Годунова». По мнению критиков, в ней ярче видны образы обречённого царя и бунтарский дух русского народа.
Наталья Калугина, корреспондент: «С точки зрения драматургии «Борис Годунов» сделан традиционно. Здесь нет ни авангарда, ни веяний современной экспериментальной школы режиссуры. Любой, даже не знакомый с произведением Пушкина человек сможет уловить содержание. Тем не менее, назвать представление незрелищным не возможно. Здесь и массовка, и хор, и живой оркестр, причём спектакль, хорошо адаптирован к открытому пространству и воспринимается в буквальном смысле реально».
Реалистичности представлению придали колокола звонницы Христорождественского собора. Туда поднялся один из музыкантов московского театра.
Колокола звучали в спектакле несколько раз. После очередного их боя, когда на сцене играли эпизод, посвящённый смуте, небо над площадью затянуло черными тучами и полил сильный дождь.
Из-за грозы спектакль пришлось остановить. В первую очередь спасали инструменты. Деревянные скрипки не терпят влаги.
Синоптики обещали дождь, поэтому организаторы были готовы. Им потребовалось буквально 5 минут, чтобы укрыть аппаратуру и закрепить декорации, но продолжить смогли только через 20 минут. Шквальный ветер и ливень не унимались, а возле входа на сцену образовалась огромная лужа. Чтобы не испортить сценические костюмы, пришлось в авральном режиме собирать воду. Пока девушка-костюмер боролась со стихией, артисты поддерживали её морально. Вышла импровизированная опера «Бурлаки на Волге».
Дмитрий Пьянов, артист Московского театра «Новая опера», исполнитель роли Юродивого: «Всё должно происходить в театре, в театре. Хотя иногда случаются такие замечательные моменты, которые потом запоминаются надолго».
Как только страсти улеглись, спектакль продолжили с того места, где остановились. Зрители вернулись на свои места и досмотрели до конца.
Валерий Раку,режиссёр театра, заслуженный деятель искусств России: «Это первый раз, когда нам пришлось прервать спектакль. Сколько мы даём его по всей России – первый раз. Но это обычная практика всех фестивалей и в Европе, в Италии и в Испании. Потом просто продолжают спектакль. Ничего страшного».
Наталья Калугина, корреспондент: «Премьера Бориса Годунова состоялась более 10 лет назад и с тех пор спектакль пользуется неизменным успехом не только в России, но и в других странах мира. К примеру, сразу после Липецка труппа в полном составе отправляется показывать спектакль на Кипр».
© 2008
support@allcomposers.ru